Развивающая предметно-пространственная среда

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

ДЕТСКИЙ САД № 21

компенсирующего вида Колпинского района

Санкт-Петербурга

Развивающая предметно-пространственная среда

 

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

для инвалидов и лиц с ОВЗ

Создание РППС ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста, размещенных сайте ФГАУ ФИРО >>

 

 

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  • информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

 

  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; 

 

  • полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; 

 

  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

 

  • трансформируемости и безопасности, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.


Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса, обеспечивает возможности:

  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; 

 

  • организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 

 

  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; 

 

  • организации разнообразной игровой деятельности; 

 

  • выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса; 

 

  • освоения детьми, в том числе детьми с ОВЗ, образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; 

 

  • учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; 

 

  • использования образовательных технологий деятельностного типа; 

 

  • эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников; 

 

  • физического развития воспитанников.

 

Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики. 


Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают принципам:

  • учет возрастных особенностей;

 

  • способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также активизации двигательной активности ребенка; 

 

  • отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; 

 

  • способствует развитию ведущей деятельности - игровой полифункциональности. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления; 

 

  • возможность применения игрушек в совместной деятельности. Игрушки пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия - коллективные постройки, совместные игры; 

 

  • дидактические свойства. Игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки); 

 

  • принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.


Оборудование для продуктивной деятельности:

  • набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; 

 

  • оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.


Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:

  • включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; 

 

  • оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания; 

 

  • группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.


Материалы и оборудование для двигательной активности (объекты спорта)

  • оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания.


Средства обучения и воспитания, а также наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

  

Вид

Наименование

Место нахождения

1

Натуральные объекты

Объекты растительного мира, реальные предметы

В каждой группе ГБДОУ, в экологическом уголке.

2

Изобразительная наглядность

Объемные изображения (игрушки-муляжи): овощей, фруктов, цветов и т.д.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

3

Игрушки: сюжетные (образные) игрушки

Куклы, фигурки, изображающие людей, животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)

4

Дидактические игры

Народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры, домино, лото, кубики и др.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)

5

Игрушки-забавы

Смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами, наборы фокусов.

В старших и подготовительных группах.

6

Спортивные игрушки

Волчки, серсо, мячи, обручи, кегли, скакалки, дартс, баскетбольные кольца, настольный футбол, хоккей, шашки, шахматы, пинг-понг.

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы), физкультурный зал.

7

Музыкальные игрушки

Игрушки, имитирующие музыкальные инструменты (детские гитары, балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, саксофоны, скрипки, ударные установки, музыкальные шкатулки и др.), сюжетные игрушки с музыкальным устройством (детский рояль, электронное пианино), наборы колокольчиков, музыкальные электронные игры.

Музыкальный зал, музыкальные уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

8

Театрализованные игрушки

Куклы - театральные персонажи, куклы-бибабо, куклы-марионетки, различные виды театров (настольный, на магните), наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты и элементы декораций, маски, бутафория и др.

Музыкальный зал, театральные уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

9

Технические игрушки

Микроскоп, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские компьютеры, микроволновки, стиральные машины и пр.

Методический кабинет, игровые уголки групп, начиная со среднего возраста.

10

Строительные и конструктивные материалы

Наборы строительных материалов, конструкторы, в том числе "Lego", легкий модульный материал

Игровые уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

11

Игрушки-самоделки из разных материалов и материалы для их изготовления

неоформленные материалы: различные виды бумаги, картон, нитки, коллекция тканей, фольга, пенопласт; полуоформленные материалы: коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, трубочки для коктейля, пуговицы; природные: шишки, желуди, каштаны, ракушки, ветки, солома, коллекция камней и минералов и др.

Экологические уголки и уголки экспериментирования (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

12

Оборудование для опытов

Наборы для опытов, лупы, весы, пипетки, весовые материалы, детские пинцеты, измерительные приборы, мензурки, колбы, поддоны и пр.

Уголки экспериментирования (перечень соответствует возрастным особенностям группы).

13

Учебно-игровые пособия, развивающие игры

"Логико-малыш", игровизоры, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, кубики Никитина, танграммы, развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе», игры Монтессори и пр.

Дидактические и математические уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы). В кабинетах специалистов.

14

Дидактический материал

Раздаточный материал (в соответствии с реализуемой ОП ДО).

В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы). В кабинетах специалистов.

15

Звуковая аппаратура

Музыкальные центры, аудиосистемы

В музыкальном зале, спортивном зале и каждой группе ГБДОУ.

16

Экранно-звуковая аппаратура

Телевизоры, DVD-проигрыватели, видео проигрыватели, ноутбуки/моноблоки, интерактивные доски/интерактивный стол, проекторы

Во всех группах ГБДОУ. В кабинетах специалистов. 

17

Дидактические технические средства обучения

Коллекции аудиозаписей, слайды, мультимедиа презентации, Смарт – презентации, анимационные фильмы и пр.

В методическом кабинете, в кабинетах специалистов, во всех группах ГБДОУ

18

Учебно-методическое обеспечение

Пакеты прикладных программ по образовательным областям и для коррекционной работы, учебные пособия, тестовый материал, методические разработки и рекомендации.

В методическом кабинете, в кабинетах специалистов, во всех группах ГБДОУ

 

Дата последнего обновления страницы 22.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»